Движение и компоновка кадра
Вот на полной движения улице, между идущими во всех направлениях пешеходами стоит неподвижно человек. Он привлек к себе внимание зрителя: зачем он стоит и кого ожидает? Значение такого контраста особенно сильным оказывается при черно-белой съемке. Так, центром внимания всегда станет светлое пятно среди темного пространства, и наоборот.
Компонуя кинокадр, нужно учитывать происходящее в нем движение, которое может повлиять на размещение в кадре других находящихся в поле зрения элементов. Движение в кадре будет также вызывать и композиционные изменения, естественно, в соответствии с существом эпизода и поставленной задачей. Во всяком случае, нельзя, например, допускать «среза» головы героя, если он подошел близко к камере. Нужно во время его движения соответствующим перемещением камеры изменить кадр, подняв его вверх. При съемке людей в профиль следует оставлять перед ними свободное пространство, особенно в крупных планах. Затылок должен находиться на самом краю кадра и даже может выходить за его пределы при наибольшем приближении. Это один из основных законов композиции. Композиционно-эстетические требования обязывают старательно выдерживать на определенной высоте линию горизонта в общих планах.
Наибольшее влияние на реакцию зрителя имеет целенаправленная и в меру оригинальная композиция кадра. Пока кадра ограничивают его только условно, так как границы непрерывно меняются в результате движения камеры или мелкого, резаного монтажа и смены планов. Замкнутая по бокам композиция направляет внимание зрителя вглубь кадра, подчеркивая перспективу. Пропорции в такой перспективе будут зависеть от определяющих линий или поверхностей, размерных соотношений действующих лиц и предметов. Если нужно подчеркнуть действие, развивающееся вглубь перспективы, следует поместить камеру несколько выше, чтобы плоскость земли получилась с меньшим сокращением. Напротив, желая уменьшить глубину и выделить из нее действие, камеру помещают низко, что дает сокращенное изображение земли и подчеркивает одновременно вертикальные элементы в кадре. Верхние точки вообще акцентируют горизонтали, а нижние — вертикали.
Расположение в кадре отдельных элементов изображения влияет на восприятие зрителя. Так, соответствующим расположением в кадре линий и плоскостей можно создать условия спокойного наблюдения происходящего действия или, наоборот, заставить зрителя быстро менять точки сосредоточения внимания, следить за неожиданно появляющимися в кадре или изменяющими свое положение элементами и этим вызвать его напряжение и беспокойство. Эти средства служат для создания у зрителя соответствующего настроения и управления его восприятием. В отдельных случаях для выражения содержания фильма может оказаться полезным применение в композиции символа, благодаря которому можно создать необходимые изобразительные обобщения. Решающее влияние на качество символа имеет изобразительный материал, из которого он складывается, и обстоятельства, в которых применяется. Подробенее: резкость как художественный прием.