Построение кадра

На окружающий его мир человек смотрит двумя глазами. Человеческое зрение стереоскопично и имеет широкий угол обзора. Движением глаз, поворотом головы человек еще более расширяет свое поле зрения. Другое дело «зрение» камеры. Оно «одноглазое», угол его зрения определен фокусным расстоянием объектива, а поле зрения — рамками кадра.

Прямоугольник кадра можно передвигать во все стороны, вверх и вниз, «вырезая» из окружающего те или иные куски пространства, ограниченные рамками кадра. Широкоугольная, короткофокусная оптика позволяет охватить большое пространство, но пользование ею не всегда возможно — она искажает перспективу, «заваливает» архитектурные сооружения, деформирует портреты людей. Длиннофокусная оптика, суживая поле зрения, «приближает» объект, но делает мягким или вовсе «смазывает» фон.

Одной из основных задач оператора является умение построить кадр — выбрать наиболее выгодную, наиболее выразительную для съемки намеченного объекта точку зрения и так организовать кадр, чтобы он полностью отвечал предъявляемым к нему требованиям.

Построить кадр — это значит организовать его, найти и четко выявить в нем основное, главное и существенное, сделать его максимально выразительным, чтобы он воздействовал на зрителя в задуманном автором плане. В кадре должно присутствовать только то, что нужно, чтобы он достигал своей цели, а не все то, что «само в него лезет», что случайно попадает в поле зрения объектива. Нормальной точкой зрения камеры считается такое ее положение, когда объектив находится примерно на высоте глаз снимающего. Но условия и требования съемки могут эту нормальную точку зрения менять. Она может опускаться вниз при съемке с колен или лежа; может подниматься вверх при съемке с возвышения. Наконец, оказаться на высоте «птичьего полета» — при съемке с крыши высокого здания, с горы или с самолета. Поэтому, выбирая точку зрения камеры, оператор, прежде всего, должен определить высоту установки камеры.

Предъявляя высокие требования к оператору, создающему фильм, предполагается, что съемка «с рук» (без штатива) должна применяться только в случаях репортажной съемки. Там, где только возможно, кинолюбитель должен пользоваться штативом, чтобы избежать досадного и крайне неприятного для зрения «качания» кадра, особенно недопустимого при съемке ландшафта, зданий и пр. Если нормальная высота заменяется низкой или высокой точкой зрения, то это обязательно должно быть мотивировано. При съемке, допустим, океанского теплохода, стоящего у пристани, смена точек зрения камеры должна быть замонтирована точкой зрения стоящего на верхней палубе и смотрящего вниз человека и точкой зрения стоящего внизу на пристани и смотрящего вверх. Произвольный, не мотивированный выбор точек зрения камеры приведет к пустому трюкачеству, когда кадры могут быть оригинальными, но бессмысленными.

Исходя из эстетических соображений считают, что линия горизонта не должна резать кадр пополам. Обычно при нормальной точке зрения кадр принято строить так, чтобы линия горизонта отделяла верхнюю или нижнюю треть кадра. Строя, или, как принято говорить, компонуя кадр, надо следить за тем, чтобы он не был перегружен деталями, чтобы в нем можно было сразу найти, увидеть главное. Чем «строже» кадр, чем меньше в нем лишних, «неработающих» деталей, тем легче он воспринимается зрителем. Действующие лица, предметы, фон — все это должно быть так расположено, чтобы не мешало друг другу, не перекрывалось и не «сталкивалось» одно с другим.