Компонуем изображение
Просматривая хороший фильм, мы ощущаем естественность происходящих событий. Зритель не понимает, и не должен понимать, приемов постановщика, с помощью которых он на него воздействуют. Момент, в котором это нарушено, является сигналом, что в фильме, есть какой-то дефект. Это может быть ошибка драматурга или режиссера, оператора или монтажера. В настоящее время наша задача — избежать операторских ошибок. Основным условием для съемки любого фильма является отличное понимание его сущности, заложенной в сценарии, и назначения. Композиция фильма должна быть безоговорочно подчинена драматургии и подчеркивать сущность кинокартины. Киноизображение в противоположность живописи или фотографии является суммой логически связанных между собой кадров, которые сами по себе не имеют самостоятельной ценности и значения. Их красота и оригинальность ценятся только тогда, когда они отлично выполняют свои функции в кинематографическом эпизоде. Каждый кадр имеет свою ключевую точку, необходимую для понимания его сущности; для подчеркивания этого положения большую роль играет композиция. Выполняя уже установленные эстетические правила или открывая новые, всегда нужно иметь в виду их служебную роль в выражении основного замысла.
Фотографическая композиция оперирует главным образом светом и пространством, которые являются ее основными составными частями. Правильный их подбор и определяет качество изображения. Кинематографическая композиция имеет дело еще и с элементами движения и времени. Таким образом, киноизображение включает в себя элементы пространственно-временные в сочетании с элементами движения и света. Кинокадр в обычном фильме отвечает правилу «золотого сечения», известному также в живописи. Его стороны с соотношением три к четырем в лежащем прямоугольнике являются как бы рамой для ограничения пространства, видимого съемочным объектом. Следует, однако, помнить, что уже не все это пространство будет находиться в поле зрения зрителя, рассматривающего изображение на экране в кинотеатре. Известно, что особенности человеческого зрения определяют более четкое и внимательное рассматривание изображения в центре поля зрения. Если мы условно поделим кинокадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на равные части, то места их пересечения ограничат в центре зону изображения, находящегося в центре внимания зрителя. В киноизображении это несколько видоизменяет движение перемещающегося в кадре объекта, который всегда будет привлекать внимание зрителя и возбуждать его интерес.
Центр кадра может занимать эффектный статический объект, и все же внимание зрителя привлечет неразборчивая движущаяся от края точка. Куда она движется? — этот вопрос будет интересовать зрителя до тех пор, пока он не получит на него ответ. Это первая и основная разница между композицией живописного, фотографического и кинематографического изображений. В кинематографической композиции значительную роль играет также контраст — противопоставление. Этот прием всегда привлекает внимание зрителя.