Использование резкости изображения
Ценным композиционным средством является также использование резкости изображения. Как известно, резкость зависит от свойств объективов и интенсивности освещения снимаемого объекта. Степень резкости изображения снимаемых предметов влияет на композицию кадра и ого познавательное значение. Предмет, показанный нерезко, теряет в большей или меньшей степени свои очертания, определяющие его характер. В нерезкости можно оставлять только неподвижные предметы, так как зритель следит в первую очередь за движущимися предметами, и они должны быть достаточно резкими, чтобы не затруднять наблюдение.
Намеренным использованием нерезкости может быть, например, размытый фон, что подчеркивает; скорость движения поезда. Манипулирование резкостью помогает в ряде случаев перенести внимание зрителя с близких планов на более далекие, когда они включаются в действие. Современное искусство кинематографа обнаруживает тенденцию применять объективы с большой глубиной резкости.
Композиционные эффекты изменения резкости создаются другими путями. Прежде всего это соответствующее движение камеры, сохраняющее в поле изображения только наиболее важные для действия элементы. Таким образом можно вместо коротких планов применить более длинные, а иногда и очень длинные планы, длящиеся пару минут. Особенно охотно применяют их американские режиссеры.
Примером сложности использования ограничения глубины резко изображаемого пространства может быть съемка детей, которые во время игры меняют направление движения, приближаясь к камере и удаляясь от нее. Такое развивающееся вглубь действие требует старательной отработки композиции кадра перед съемкой. В этих случаях полезно предварительно определить и обозначить границы перемещения всех участников эпизода. Эти границы они не должны переступать под угрозой разрушения композиции кадра. Нужно также понимать, что компоновка должна способствовать концентрации внимания зрителя на главных положениях или объектах действия. Если нужно на большом расстоянии снять приближающиеся или удаляющиеся объекты, можно применить объектив с большим фокусным расстоянием. При этом ценой некоторого уменьшения перспективы будет достигнуто большее время нахождения в кадре движущегося объекта.