Особенности съемки в горах
Надо помнить, что в горах из-за недостатка кислорода у оператора легко может возникнуть неожиданное головокружение, поэтому его надо страховать. Съемка в высокогорных условиях требует подбора подходящих светофильтров. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем прозрачнее и чище становится воздух, тем ярче и контрастнее освещение. Тени делаются более резкими, освещенные поверхности, отражая солнечные лучи, сверкают и «бликуют». Вода, снег, лед играют роль отражателей и посылают сбоку потоки света, которые надо при съемке учитывать. Уменьшать количество света с помощью сильных светофильтров нехорошо, так как они делают небо черным — ночным. Это внешне выглядит часто очень эффектно, но не соответствует действительности. Получаются «дневные» горы, люди, освещенные «по-дневному», и ночное небо. Интересный художественный эффект при проведения съемки фильма в горах может дать съемка в инфракрасных лучах.
При съемке портретов на снегу или льду надо лица подсвечивать лайт-диском или хотя бы с помощью куска белой материи. Отраженный ею свет убьет провалы теней, высветит глаза снимающихся и смягчит тени от головных уборов. Подъем в горы требует тренировки и опыта. Оператор-альпинист кроме обычной альпинистской нагрузки получает еще дополнительную — кинематографическую. Поэтому работа его должна быть точной, заранее спланированной и продуманной. В опасных условиях надо снимать только самые необходимые планы с тем, чтобы в более спокойных условиях доснять к ним монтажные детали и крупные планы.
Отправляясь в высокогорное путешествие, альпинист должен позаботиться о теплом чехле для камеры и кассет и хорошем зарядном мешке. Заряжать камеры в спальном мешке категорически запрещается, так как пылинки и частицы пуха проникают в камеру и кассеты, собираются бахромой на рамках и портят отснятый материал. Камеру в походе следует закрепить в чехле на поясе, чтобы уберечь от случайных ударов о камень или скалу при подъеме или спуске. Камера, помимо того, должна быть прикреплена к тонкому шнуру, надетому на шею, чтобы в случае падения, вырвавшись из рук, она не скатилась вниз, не погрузилась в снег, в воду и т. д. Чехол для камеры должен быть герметическим, непромокаемым. Таким же должен быть и чехол для кассет. Всегда может случиться, что снимающий нечаянно упадет, свалится в воду при переправе через горный поток, попадет под сильный ливень, что река унесет имущество и пр. Съемочная аппаратура должна быть застрахована от воды.
При съемках в горах следует помнить, что снимать на крутом подъеме «в лоб» сверху вниз или снизу вверх нельзя. Подъема и крутизны на экране не получится. Просто будет казаться, что съемка проведена короткофокусной оптикой и перспектива увеличена. Будет казаться, что люди движутся один за другим по ровной плоскости. Если людей в кадре нет, то просто получится ровная поверхность, а не спуск или подъем.
Чтобы дать ощущение подъема или спуска, надо снимать в профиль или на три четверти. При этом камеру надо ставить ровно, не «заваливая» для придания подъему большей крутизны в кадре. Фальшивая крутизна либо отваливает поднимающегося назад, либо неестественно наклоняет вперед вопреки положению, занимаемому в соответствии с законом тяготения.
Съемка на снегу и среди льдов не менее сложна. Снег и лед ярко отражают солнечный свет. Фигуры путешественников и разные предметы кажутся темными, даже черными, как силуэты. Снимать их надо при боковом свете, выявляющем тени и фактуру поверхности. Снимая скользящих по снегу горнолыжников, надо стремиться к тому, чтобы линия спуска шла по диагонали, подчеркивая этим динамику движения.
Большую роль при съемках на снегу играют тени движущихся фигур, тени деревьев, линии уходящих вдаль дорог, извилин местности, замерзших рек, ручьев и оврагов. Они разбивают монотонность ровной снежной поверхности, делают ее более выразительной, создают перспективу.
При съемках горных ледников, ледопадов, снежных склонов надо избегать лобовых точек, стараться подходить к объектам несколько сбоку, чтобы достигнуть этим эффекта крутизны, высоты и массивности. Хорошо ввести, если это возможно, на передний план кадра какую-либо соответствующую ландшафту и обстановке деталь естественного происхождения — ледяную глыбу, камень, заснеженный пень, лыжную или санную колею, пересекающую кадр на первом плане, следы прошедших животных или людей и пр.