Условия освещения
Свет считают лобовым, когда источник его находится за спиной оператора; встречным, когда его источник находится впереди, перед объективом камеры, или боковым. Возможны промежуточные виды освещения, такие, например, как одна четверть — среднее между лобовым и боковым, и три четверти — среднее между боковым и встречным. Каждый вид освещения дает свой специфический эффект. Выбор вида освещения не может быть случайным, он связан с условиями и задачами съемки.
Лишая объекты теней, лобовой свет сливает географические объекты и архитектурные ансамбли в монолитную, нерасчлененную массу. Только при съемке с самолета при этом освещении можно увидеть тени предметов, проецирующиеся по другую их сторону.
Встречный свет дает глубокие тени, направленные от предметов к камере. Фасадная сторона объектов при этом не освещается, становится видимой только в том случае, если она подсвечивается отраженным светом (оператор при этом должен определять экспозицию по теням). В иных случаях объекты покажутся черными и будут рисоваться силуэтами. Встречный свет создает интересные эффекты при съемках водоемов и рек и на снегу, дает возможность высветить контуры предметов, окружая их в некоторых случаях светлым ореолом.
Практически основным «рабочим» освещением чаще всего является освещение боковое, когда источник света находится с одной или с другой стороны камеры, иногда приближаясь к объекту (встречно-боковой) или к камере (переднее-боковой).
Боковой свет является наиболее удобным для съемки ландшафта и архитектурных сооружений. Но он требует весьма пристального внимания, так как может резко менять внешность объекта игрой светотени. Один и тот же объект, снятый с короткими или длинными тенями, благодаря изменению конфигурации темных и светлых (затененных и высвеченных) деталей, может коренным образом менять свой вид, давать совсем новый зрительный эффект, вызывать совсем иные настроения и ассоциации.