Применение съемок в инфракрасных лучах
При съемках дали — горных пейзажей, равнин и лугов при наличии дымки использование инфракрасных материалов дает более детальную проработку далеко расположенных объектов и тем самым как бы повышает дальность видения. Однако при съемках дали следует значительно увеличивать время экспозиции даже при использовании не очень плотных красных светофильтров. Такие съемки интересно производить в туристических походах, при съемках географических фильмов в гористой местности, на рассвете и в утренние часы, когда особенно заметна воздушная дымка — следствие рассеяния солнечных лучей воздухом.
Не следует смешивать воздушную дымку с туманом. Влажный туман и водяные пары интенсивно поглощают инфракрасные лучи и вследствие этого улучшение качества передачи дали при съемках на инфракрасных материалах не может иметь места. Съемка в инфракрасных лучах дает возможность получить ночной, или лунный, эффект при солнечном освещении пейзажей, уличных сцен и т. п. Ночной эффект получается вследствие особенностей передачи зеленой листвы, неба, воды и теней инфракрасными материалами.
Зеленая листва сравнительно сильно поглощает видимые лучи, поэтому на негативе в этих местах образуется слабое почернение, а при печати на позитиве получается довольно сильное почернение. Другая картина получается при съемке в инфракрасных лучах. Инфракрасные лучи сильно отражаются от листвы и образуют на негативе сильное почернение, а после печати получается слабое почернение и листва передается светлой, почти белой.
Небо на инфракрасных снимках получается очень темным, почти черным. Вода также получается черной вследствие поглощения водой инфракрасных лучей. Тени вследствие слабого рассеяния инфракрасных лучей передаются более темными, почти черными. Все это дает возможность получить ночной, или лунный, эффект, заключающийся в том, что пейзаж на ярком солнечном свету выглядит как бы снятым ночью и залит не солнечным, а лунным светом. Для получения ночных кадров не следует снимать пейзажи при наличии облаков, так как они получатся почти белыми и полностью нарушат иллюзию ночного пейзажа.
Наконец съемка в инфракрасных лучах может быть использована в научных и учебных фильмах, когда необходимо показать фактуру каких-либо материалов, покрытых разными красителями, старинные надписи, изображения; для медицинских фильмов, где используется то, что инфракрасные лучи проникают в мышечную ткань человека на 5—8 мм, то есть глубже, чем видимые лучи, и для многих других целей.
Следует отметить также ошибочность некоторых представлений о съемке в инфракрасных лучах в темноте. Для того чтобы можно было снять какое-либо тело в темноте, при свете его собственного излучения, его надо нагреть выше 250° С, а при температуре выше 450° С тело начинает светиться уже видимыми красными лучами. Съемка в темноте при освещении невидимыми инфракрасными лучами затруднена, так как требуется очень большое время экспозиции (1—5 сек).