Съемки в пустынях и горах
Съемка в экспедиционных условиях, осуществляемая в горах, в пустынях, на ледниках и в снегах, в каждом отдельном случае требует своего особого приспособления, имеет свою специфику. При съемке пустынных ландшафтов огромную роль играет время съемки. При низком солнце — ранним утром и к вечеру — пустыня выглядит особенно красочно. Она изрезана черными провалами промоин и рытвин. Холмы и барханы рельефны, затененные склоны резко отделяются от освещенных. «Кружево песков» — извилистые линии, выведенные ветром на песчаных откосах, ярко вырисовываются. Редкая растительность хорошо видна и отделяется от фона. Но когда солнце поднимается высоко, красота пустыни исчезает — все сливается в однообразную серую массу, и съемка становится бесцельной. Наступают предвечерние часы, и снова все прочерчивается тенями, снова расцветает. Но вечерний солнечный свет насыщен красными лучами, и об этом надо помнить, чтобы не ошибиться при съемке. Кроме того, вечерняя пылевая дымка значительно ослабляет свет.
Пустыня может быть окаймлена высокими горами, но путешественник эти горы может вовсе не увидеть, пока пылевая завеса, скрывающая их, не спадет. А спадет она либо при перемене направления ветра, относящего пыль, либо при выпадении дождя. Поэтому путешественник никогда не должен откладывать на завтра съемку открывшихся и выглянувших из-за пылевой завесы гор. При появлении гор их надо немедленно снимать, если даже условия съемки не совсем благоприятны, чтобы получить «страховочные» кадры. И если завтра возникнут лучшие условия для съемки, то надо просто переснять то, что уже было снято вчера. Таков закон съемок в пустыне (как и вообще в экспедиции) — никогда не откладывать на завтра съемку того, что можно снять сегодня. Бывало не раз, что люди не следовали этому правилу и потом, как говорится, «кусали себе локти» — уезжали, так и не сняв нужные кадры.
В жарких пустынях при съемке мелких животных — змей, ящериц, грызунов — надо помнить, что они долго не могут находиться на разогретом песке и могут погибнуть от теплового удара. Съемку надо вести быстро, а животных укрывать до нее в тени. Со змеями надо обращаться с осторожностью — в южных пустынях среди них немало смертельно ядовитых.
При возникновении необычных атмосферных и других природных явлений надо вести съемку в высшей степени оперативно. Мираж пустыни—явление капризное. Он неустойчив и может мгновенно исчезнуть. Песчаная буря, смерч, приближающийся ливень — все это хорошо получается на экране и четко видно, но только в то время, пока фронт явления приближается к камере. В тот же момент, когда камера попадает сама в пылевую бурю, съемка становится уже нецелесообразной, так как кругом все будет закрыто серой мутью и потеряет четкость. При возникновении миража не надо ждать его усиления — надо снимать немедленно.
При работе в пыльной пустыне надо тщательно охранять аппаратуру, кассеты батареи. Для камеры полезно сшить полотняный белый чехол, чтобы не давать ей нагреваться. Кассеты, да и саму камеру хорошо в местах соединений заклеивать скотчем. Также надо заклеивать чемоданы и чехлы, в которых хранится аппаратура и пленки, предохраняя их от проникновения вездесущей тонкой пыли пустынь. Надо часто и тщательно чистить камеру и кассеты, не открывать их там, где в них может попасть пыль.
Горы страшны разреженным воздухом, холодом. B тени и жгучим солнцем на припеке, с их влажными туманами и облаками создают совсем иные условия съемочной работы. Здесь надо оберегать камеру не только от жары, но и от холода. Нередко при морозе во избежание замерзания матрицы и отказа камеры приходится прятать ее под одеждой у себя на груди. Кассету и камеру приходится заклеивать скотчем от попадания влаги.
Снимать в горах надо со штатива и только в крайнем случае с рук. В высокогорных условиях человек во время подъема сильно перенапрягается и на остановке не сразу приходит в норму, снимать же приходится часто буквально сходу. Сердцебиение, одышка, дрожание рук — все это, конечно, не может не отражаться на съемке. Поэтому надо стараться снимать либо со штатива, либо со специально приспособленного ледоруба, навинчивая камеру на винт, приделанный к его верхней части. Если это по условиям путешествия невозможно, надо твердо опереться на камень или глыбу льда и в момент съемки не дышать.