Критика сценариев
Как пишутся сценарии
Раньше сценарии писались как бы от имени кого-то безликого, но явно высокопоставленного. И было похоже, что все они принадлежат перу одного автора, выступающего от имени, примерно, дирекции студии. Сегодня от сценариста уже ждут авторского своеобразия, и почти в той же степени, в какой ее ждут от автора рассказа или стихотворения. Что будет завтра — посмотрим. Но уже можно предположить, что это будет эра нового документального кинематографа, который уже начался, и который зовут авторским. К сожалению, он так назван не потому, что новую эру открывают авторы сценариев. Но и они входят в авторские коллективы, которые, вопреки влиянию годами сложившегося стандарта, рассказывают в фильмах о своем времени и его героях, так, как они их видят и понимают. Сценаристу совершенно необходимо знать специфику, киноазбуку. Еще лучше работать профессионально, стать полурежиссером, поработать с оператором, уметь монтировать и даже «сложить» картину. И вообще «жить на студии». Но еще необходимее сценаристу жить не только на студии, но и вне ее. Он должен оставаться журналистом, писателем, т. е. наблюдать, ездить по стране, записывать, раздумывать о жизни, писать «свое» — очерки, прозу, стихи и т. д.
Скажут, устарела эта песня, насчет изучения жизни и писательских разъездов. Но ведь масштаб киноочеркиста — это весь мир. Как публицист, он должен чувствовать биение пульса страны и приносить на студию каждый раз новые мысли и все новых и новых героев, удивлять свежестью, остротою наблюдений, оригинальностью замысла. Иначе ему не будут звонить из студийной редакции...
Заявка начинает сценарий
Первым практическим воплощением замысла является заявка. Написать творческую заявку считается простым делом. Действительно, казалось бы, чего тут мудрить? Изложить на одной-двух страничках свои же собственные мысли и кинематографические предложения. Мысли излагать каждый вроде бы умеет, а «киноматографа» в заявке почти и не нужно. И пишут кое-как, небрежно. Один сухо, с канцелярскими оборотами речи. Другой развязно, с дешевым красноречием. Третий погрязает в киноспецифике, демонстрируя свою неосведомленность, кино-малограмотность.
Хорошо, если форма соответствует содержанию, т. е. плохо оформлено именно скудное содержание. Тогда заявка летит в корзину, и так ей и надо. Но кто знает, сколько хороших замыслов потонуло из-за отталкивающей формы? А вот когда в поданной заявке действительно блестящий замысел, даже сквозь мутное оформление, тогда она читается на всех этапах своего прохождения, от редактора студии до главного начальника.