Заявка на документальный фильм
Литератор знает жизнь
Литератор знает жизнь, то есть, как говорят на студиях, «владеет материалом». Конечно, далеко не все факты, события, явления, которые так легко «ложатся» в литературный очерк, могут быть использованы в сценарии киноочерка. Нужна некоторая кинематографическая квалификация, чтобы суметь оценить материал с точки зрения съемочной.
Надо знать возможности документальной камеры: что она может снять, что нет; что не стоит снимать, ибо на экране это будет выглядеть невыразительно; что можно показать из прошлого, и как это лучше сделать и т. д. и т. д. Порой автор, размышляя над сценарной задачей, вообще заходит в тупик. Ведь известно, что камера снимает действительность. И не всякую, а сегодняшнюю. Она снимает то, что «видит» сейчас, в момент съемки.
И сценарист пишет в настоящем времени. Но он понимает, что, строго говоря, это правило только в грамматическом смысле. На самом деле он предлагает снимать то, что видел раньше. По отношению ко времени съемки это уже прошлое, а порой и далекое... Конечно можно кое-какие факты восстановить, что-то показать отраженно или по фотографиям. Но не все. В целом сценарий, «погрязший» во вчерашнем дне, просто бесполезен для съемочной группы, которая будет снимать свое «сегодня». Значит, правы те режиссеры, которые считают, что сценарий в документальном кино вообще не нужен? Зачем же его писать?
Новичок в документальном кино
Обычно авторам советуют, чтобы они больше ориентировались на репортаж. Но ведь репортаж — это съемка события, т. е. самая «сегодняшняя» съемка, так что приходится быть предсказателем, чтобы писать о том, чего нет, но что может или должно случиться. Наш перечень далеко не исчерпывает творческих трудностей, которые встают перед неопытным в документальном кино литератором. Но творческие трудности это еще не все. Есть и чисто производственные, и организационные, и даже психологические. О них не принято говорить на занятиях по мастерству сценариста, но знать их надо.
Действительно, они стоят вне искусства. Но кинематограф это не только творчество, но и производство, с проблемами которого сталкивается автор и которые сказываются на его работе иногда самым непосредственным образом. Новичок приходит в редакцию студии полный замыслов, один лучше другого. Но студия работает по утвержденному тематическому плану. Есть правда, резервный тематический запас на несколько частей, но его берегут, как зеницу ока, и на случайных авторов тратят лишь в крайних случаях.
Оформление замыслов
Оформите ваши замыслы в заявочки, — говорят начинающему, — и принесите нам, мы их постараемся включить в план будущего года... А пока можем предложить сценарий заказного фильма о механизации погрузочно-разгрузочных работ или экстренного сельскохозяйственного выпуска, в соавторстве с агрономом таким-то...
Трудно, очень трудно бывает новичку сразу опуститься с высоты своих замыслов в низину черновой работы. И он уходит, хлопнув дверью. А ведь он мог помочь коллективу студии, членом которого хотел бы стать, мог приобрести кинематографический опыт, а может быть, и признание своих сценарных данных...