Профессия документального сценариста
Один из новичков, выпускник сценарного факультета сказал как-то, что профессия «документального сценариста» — трагическая! Потом смягчил: Во всяком случае — драматическая... Молодые хотят все сразу. «Пришел, увидел, победил». Обычно они привыкли к более «легкой жизни» — в печати. Принес очерк или рассказ; если понравилось — берут. Переделывать надо мало, правят, даже молодых, сравнительно «по-божески». И вообще имеешь дело с одним-двумя работниками редакции. На студии же нужно терпение, иногда — великое. Сценарий надо переделывать без конца. Поправки тебе дают целым коллективом, надо отбиваться от несправедливой критики, отстаивать свой замысел. А порой надо выдерживать шоковое состояние после первого просмотра, когда оказывается, что снятый материал очень далек от сценария. Необходимо сразу подавить свое раздражение, ибо надо тут же садиться за написание дикторского текста и работать с режиссером над завершением картины... Нелегко это, когда опыта мало. Зато — интересно! И главное неизбежно, если хочешь работать в документальном кино.
Литература и кинематограф
Благотворное влияние литературы на кинематограф, как это ни печально, может быть, менее всего сказывается на фильме документальном, тогда как в создании этого образного, публицистического, очеркового по своему характеру произведения участие писателя-очеркиста, газетчика не только необходимо, но просто обязательно. Вспомним известное свидетельство А. В. Луначарского о том, что Ленин, в беседах с ним, определив три цели советского кино, так формулировал самую первую из них: «Первая — широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответствующим образом, т. е. была бы образной публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты».
Но, чтобы наша образная публицистика велась в духе печати, необходимо постоянное и все усиливающееся влияние печати и очерковой литературы на документальное кино. И не только в политическом отношении, но и конечно в творческом. Именно журналист, литератор принесет актуальную тему, новый жизненный материал, поставит острую проблему. Он по-новому представить и человека, предложит неожиданный прием подачи факта, внесет интересные мысли, рассуждения, свежий взгляд на вещи.
Журналистика и кино
Однако на границе, отделяющей печать, литературу от кино еще стоит стена отчуждения. Она в свое время была воздвигнута, с одной стороны, усилиями некоторых документалистов, еще болеющих корпоративной косностью, и с другой — стараниями тех литераторов, которые принимаются за работу самоуверенно, с журналистским наскоком, или старательно, но в одиночку, без квалифицированной помощи. Стена эта обветшала, разрушается, но она еще стоит, и обе «высокие договаривающиеся стороны» не должны успокаиваться пока не снесут ее начисто.