Заявка на сценарий или фильм

Почему это важно

Заявка на сценарий или фильм — это не просто деловая бумага. Это уже литературное произведение, пусть особого рода. Она должна читаться легко, с интересом, должна увлекать. В ее основе должно лежать понимание документального кино, но кинематографическая эрудиция автора может быть и минимальной. Здесь не в этом дело. Нужно показать, что ты знаешь жизнь, людей; умеешь наблюдать и находить. Интересное, размышлять и обобщать; что ты можешь сказать людям что-то свое, новое, в своеобразном авторском преломлении. Все это очень существенно еще и потому, что порой заявка на сценарий бывает важнее самого сценария, который вообще не пишется, или пишется постфактум, после съемки, как отчетный документ.

Дело в том, что иногда тема торопит и съемочная группа едет сразу снимать, а с ней и автор. Иногда сценарий не возможен, или просто не нужен. Вот, например, как можно было писать сценарий фильма «ПСИ», который весь построен на синхронной съемке? Как можно было предугадать, что скажет геолог, где скажет, и как? Однако замыслы бывают разные по своему характеру, и большинство из них требует предварительной разработки в сценарии, проекте фильма. Известно, что всякий проект, даже эскизный, должен быть реальным. Значит, если речь идет, скажем, о здании, то автор должен знать, из каких материалов оно может быть сооружено, как эти материалы могут быть рационально использованы, да и как вообще строят здание.

Что автор сценария должен знать о съемке

Наш автор сценария тоже должен кое-что знать, суметь оценить материал изобразительно, с точки зрения кинематографической, понимая, как кино вообще снимают. Опытный автор узнает это на практике. А как быть нашему? Проще всего было бы порекомендовать прочесть какое-нибудь руководство по режиссуре и операторскому мастерству документалиста. Но мы не можем этого сделать. Исчерпывающих руководств не существует. А может быть, неискушенному в вопросах фотохимии и техники съемки литератору такие книги и помогли бы совсем мало. По крайней мере, многие режиссеры считают, что чем меньше автор знает о съемке, тем лучше... Действительно, когда начинающий автор с твердой уверенностью «съемочного» самоучки выписывает проезды, панорамы, повороты, вытеснения и прочее, он делает дело не только бесполезное, ввиду ориентировочности документального сценария, но и вредное, ибо затемняет свой замысел. Да и трудно читать эту постановочную заумь, столь далекую от литературы.

Автору надо знать особенности документальной съемки, и, конечно, чем больше он будет в ней разбираться, тем лучше. Но не для того, чтобы водить за руку оператора, а чтобы знать, хотя бы в общих чертах, что можно снять, что нет, и как тот или иной факт жизни будет выглядеть на экране. У документалистов есть несколько видов съемок: репортажная, хроникальная, «невидимой», скрытой камерой, организованная съемка. Правда, с того времени, как она писалась, значение видов съемок изменилось. Репортаж ныне уже затмевает организованную съемку, скрытая камера применяется чаще, смелее.