Демонстративный отказ от условности

Направления в искусстве различаются разной степенью и характером художественного обобщения. В спорах об итальянском неореализме высказывалась, например, мысль, что художники неореализма пришли к «демонстративному отказу от условности». Если бы это было действительно так, то ни о каком новом направлении искусства не могло быть и речи. Простота, непосредственность, искренность — качества, которые действительно отличают стиль неореализма, не освобождают этот стиль от условностей. Неореализм отказался не от условности вообще, а от условности наивной и манерной, от фальши и штампов оторванного от реальной жизни кинематографа, его обветшалых драматургических форм, от искусственной психологической усложненности, и придерживался своей особой меры условности в отборе и столкновении жизненных фактов. Стремясь раздвинуть рамки драматического сюжета, неореалисты прибегают к новой и особой драматургической организации, часто строят свои фильмы как цепь новелл или как повесть от одного лица. За безыскусственностью фактуры реальной жизни в фильмах неореалистов мы отчетливо ощущаем особую драматическую редакцию реальных жизненных процессов, особую внутреннюю напряженность в развитии действия, достигаемую отчасти глубинным построением кадра и длительным панорамированием.

Художественная условность в реалистическом произведении всегда выступает как форма присвоения закономерностей и связей действительности и повторения их в новых условиях и в новом нетождественном материале. Самая основа условности в любом виде искусства зиждется уже на том, что, анализируя в процессе творчества то или иное явление действительности, мы выделяем его из бесконечного разнообразия конкретных жизненных связей, как бы обрубая отдельные из них, прерываем преемственность естественного хода событий, то есть количественно ограничиваем, внешне суживаем эти связи, но внутренне, качественно (обобщая и концентрируя самое важное и существенное) обостряем их, придавая им новую форму обобщено-концентрированного существования. Эта конденсация выражения и является основой художественной условности, которая в капле воды позволяет увидеть жизнь моря.

Действительность, которую содержит в себе художественный образ, — это действительность обобщенно-сокращенная в своей конкретности. В способности художественного образа как бы напрямик срезать долгую дорогу объяснений к мысли и сердцу читателя, зрителя, слушателя, одним штрихом, одной или двумя черточками воссоздать явление в его живой целостности и проявляется природа условности. Когда в фильме «Повесть пламенных лет» раненый воин падает прямо из огня битвы на дно старой дедовской ладьи и вешние воды приносят его к родной хате, — это и есть тот сокращенный путь, путь напрямик к мысли и сердцу зрителя (точнее, один из жанрово-возможных путей), который присущ лишь условной природе искусства и составляет его удивительную силу и мощь. В самом своем общем и первоначальном значении условность и есть та грань, та разграничительная линия, которая вообще отделяет искусство от самой жизни. И стоит искусству переступить эту грань, как неизбежно происходит его крах, творческая катастрофа, разрушение образа. Иными словами, нарушив эту грань, мы сразу оказываемся за пределами искусства. Это хорошо известно кинематографу.