Фильм про путешествие
Первое, что должно ему стать совершенно ясным, что съемка фильма — это сложное, трудоемкое дело. Необходимо не только настойчивое желание, не только острый глаз и талант, не только время, но нужны еще труд и знания, нужны опыт и навыки. Что поможет в создании такого фильма? Например, правильная озвучка. Режиссерам-любителям можно посоветовать стремиться к тому, чтобы сопровождающий изображение текст был кратким и не был назойливым. Его должно быть возможно меньше, во всяком случае не более 2/3 изображения. Этот текст должен говорить только о том, что нельзя увидеть на экране, подчеркивать то, на что нужно обратить внимание зрителя. Текст должен быть хорошо литературно обработан, точен в выражениях, научно обоснован и прост. Нужно избегать как сухости и дидактичности, так и излишней цветистости и напыщенности. Подготавливая текст фильма-путешествия, необходимо выверить правильность названий мест, о которых идет разговор, сообщаемых научных и справочных сведений (высоты, глубины, расстояния, температуры и т. п.)
Показывая свой фильм, любитель может сам или с помощью диктора сопровождать демонстрацию устными комментариями. При желании можно сопровождать фильм музыкой параллельно с чтением. Это сопровождение можно приглушать во время произнесения реплик и усиливать, когда речь прекращается.
Второе правило, это что хороший видовой географический фильм может сделать только тот, кто действительно любит природу, стремится познать и изучать ее, любит путешествовать и является настоящим географом, путешественником, кто понимает задачи фильма-путешествия.
Третье — это что без продуманного, разработанного, тщательно выверенного авторского и режиссерского сценария хороший фильм создать нельзя. В авторском сценарии должна быть четкая идея, сюжетный стержень, объединяющий и организующий материал и позволяющий осуществить воссоздание в фильме экранного образа тех мест, где был путешественник. В режиссерском сценарии этот материал должен быть так разработан и подготовлен к съемке, чтобы она шла быстро, организованно, фиксируя не случайно попавшееся на глаза, а именно то, что необходимо для будущего полноценного, увлекательного фильма. Оператор сам себе хозяин и сам себе судья только до тех пор, пока он делает фильм лично для себя. Но как только он выносит свой фильм на суд общественности, как только он начинает делать фильм для людей, его работа перестает быть его частным делом.
Никто, создавая фильм, не хочет получить в результате альбом «движущихся фотографий». Каждый стремится создать подлинное произведение киноискусства, пусть еще не достигшее больших высот, но грамотно сделанное, эмоциональное и ясное. Для этого нужно работать так, как это требует профессия кинематографиста. Путешественник обычно работает один. Он сам и автор, и режиссер-постановщик, и художник, и организатор производства. Он один «во многих лицах». И поэтому-то его творчество и труд должны быть очень четко организованы. Создание фильма — большой и ответственный труд. Но потом, когда фильм становится достоянием людей, когда он снова и снова возникает на экране, этот труд кажется настолько значительным и радостным, что все трудности, связанные с его осуществлением, кажутся легкими и сразу же забываются.