Управление светом
Большое значение для киноизображения имеет управление его контрастом или разницей яркостей черного и белого, которые влияют на настроение зрителя. Изображениям, полученным при съемке против света, свойствен повышенный контраст, снижающий пластичность и создающий излишне большую разницу между светлыми и темными тонами. Для уменьшения контраста до необходимого уровня целесообразно использовать отражательные подсветы; если это по каким-либо причинам невозможно, то можно уменьшить контраст применением смягчающих насадок или тонких сеточек (например, из нейлонового чулка), надеваемых на объектив.
Создание настроения при помощи соответствующего освещения имеет огромное значение для драматургии кинопроизведений. Это связано с естественным восприятием человека, у которого ясный, солнечный день создает хорошее настроение, пасмурный — будит беспокойство, а дождь часто вызывает меланхолию. Эти явления, перенесенные в область кинодраматургии, требуют определенного композиционно-светового решения. В соответствии с этим сцены с хорошим настроением должны разыгрываться на солнечной натуре, а эпизоды, вызывающие ощущение подавленности, должны сниматься в пасмурную погоду, например на фоне темных клубящихся туч.
При черно-белых съемках можно выделить или подчеркнуть важные для общего изобразительного решения кадра элементы, притемняя или осветляя их с помощью соответствующих светофильтров. Свойством светофильтров является осветление участков черно-белого изображения, соответствующих цветам, близким к цвету самого светофильтра при одновременном притемнении дополнительных цветов. Так можно добиться большей выразительности кадров с тучами, применив на объективе желтый фильтр, передающий в более темном тоне голубизну неба. Чем темнее светофильтр, тем мрачнее и зловещее станут тучи. Соответственно можно получить эффект лунного освещения, проводя съемку при солнечном свете. Для этого нужно применить красный светофильтр и сделать съемку с некоторой недодержкой. Чтобы определить величину экспозиции, дающей наилучший эффект, необходимо предварительно сделать несколько проб. Чрезвычайно важным является сохранение единства характера освещения при съемке всех кадров, составляющих одну сцену. Это правило легко нарушается, если съемка отдельных кадров одной сцены выполняется в разное время дня без учета изменения характера освещения для всех кадров, объединенных единством времени действия. То же происходит, когда съемки тянутся слишком долго или по каким-либо причинам повторно переснимается один из кадров. Его нужно снять в условиях освещения и времени дня, идентичных остальным кадрам. Не должно случаться, чтобы в одном кадре герой находился, например, в тени дерева, а в следующем кадре на том же месте, но уже без тени.
Разнообразие характера освещения может сознательно применяться для подчеркивания изменения времени дня и течения времени вообще. С большими сложностями встречаются кинолюбители, когда им приходится проводить съемки внутри помещений, где необходимо применять искусственное освещение. Для этого требуются специальные осветительные приборы, уменье обращаться с ними и правильно применять их для получения нужного характера освещения. Освещение должно выявлять фактуру поверхностей, подчеркивать объемность предметов и действующих лиц, характеры и различия персонажей. Для обеспечения необходимой величины экспозиции достаточно одного рассеянного света, однако объемность предметов может быть достигнута только благодаря действию направленного моделирующего света.