Район и сезон для съемки фильма
Большое значение для съемки видового фильма имеет правильный выбор сезона (время года) и района съемки. То, что в фильмах «негеографических» особого значения не имеет, в видовых приобретает нередко весьма важную роль. Ошибка в выборе места и времени года для съемки может коренным образом изменить правильное представление о местности, иногда даже полностью извратить его. Так, явления вертикальной зональности в горных районах или время года в пустынях и засушливых степях могут настолько видоизменить природный ландшафт, что его съемка без надлежащего объяснения может дезориентировать неподготовленного зрителя, создать глубоко неправильное представление о типичной природе района.
В результате неправильного выбора мест и времени съемки во многих фильмах пустыня Кара-Кум представляется зрителю как сплошное море движущихся мертвых, незакрепленных песков, барханов. На самом деле в основном Кара-Кумы являются территорией закрепленных, покрытых своеобразной растительностью песков. Ранней весной пески пустыни живут интенсивной жизнью, замирающей во время летней засухи. Вся пустыня весной покрыта яркими цветами и буйной растительностью. Но это только короткая вспышка расцвета эфемеров, и это надо объяснить зрителю. В Кара-Кумах издавна живут люди, и ради них осуществляются там преобразования — прокладываются каналы, орошаются земли. В большинстве же фильмов Кара-Кумы предстают перед зрителем лишь как безжизненная пустыня, страшная и мертвая. Это, конечно, ошибочно.
Путешественник должен знать, что перед съемками очень хорошо посоветоваться с географом, знающим район будущих съемок. В профессиональной видовой кинематографии в создании каждого видового фильма принимает активное участие научный консультант, выделяемый научным учреждением. И в тех случаях, когда режиссер работает в тесном творческом контакте с этим ученым, видовой фильм, как правило, получается содержательным и интересным. Когда же режиссер почему-либо пренебрегает этим содружеством, фильм чаще всего оказывается плохим. Так было, к сожалению, не с одним, а со многими фильмами, особенно теми, за которые брались режиссеры, незнакомые с методикой создания видового фильма.
Любители, конечно, не всегда имеют возможность получить компетентную консультацию, но тем более они должны внимательно изучать все доступные им материалы, рассказывающие о местах, которые предстоит снимать. Большое знание предмета может предостеречь путешественника, в особенности из числа начинающих, от субъективных, зачастую неверных и случайных впечатлений, обусловленных неправильным выбором времени и места съемок. Операторам видового фильма приходится в полном смысле слова переучиваться мастерству изобразительного оформления пейзажных кадров, чтобы уметь выразить картину типической природы, а с ней, конечно, и характерное для нее небо, соответствующее климатическим особенностям местности. Вспомним, как умел это делать знаменитый живописец Верещагин: правдиво отображая природу Средней Азии, он и безоблачность азиатского неба делал средством мощной выразительности своих полотен.
Например, работая на Крайнем Севере, где пасмурная, облачная, туманная погода является типичной, наши кинематографисты стараются вести съемку только в дни полного солнечного сияния. Это дает искаженное представление о климате края, делает его суровые туманные просторы веселым подобием сверкающих под южным солнцем снегов Бакуриани.
Киногеограф не может закреплять на экране случайное явление. Его задача — умело и правильно отобразить типичную картину природы. Это, несомненно, требует углубленных, серьезных знаний и опыта. Овладев этими знаниями, путешественник может обнаружить и показать характерные детали природы, определить ее основные ориентиры, запоминающиеся массовым зрителем.