Погода и условия освещения
В киноизображении свет играет необычайно важную роль. При проведении цветных съемок от качества и количества света зависит чистота и насыщенность цветов; в черно-белых фильмах, которые ограничены шкалой нейтрально-серых полутонов, светом создается объемность изображения и определяется его характер. Умелое использование освещения позволяет выявить специфические особенности и фактуру предметов, подчеркнуть композиционное решение кадра. Недорогие фильмы снимаются преимущественно на открытом воздухе при естественном дневном освещении. Это, с одной стороны, избавляет от хлопот по доставанию, установке и обслуживанию осветительных приборов, но, с другой, заставляет любителя страдать от капризов природы, которая далеко не всегда считается с его желаниями.
Погода существенно влияет на условия освещения. При безоблачном небе создается большой контраст света и тени. Если небо затянуто тучами, закрывающими солнце, свет становится рассеянным, скрадывается объем снимаемых предметов и уменьшается контраст. При таком освещении пейзаж приобретает черты монотонности, уменьшается цветонасыщенность, преобладают серые тона. Это худший вид естественного освещения для съемок черно-белого кино, и использовать его следует только в тех случаях, когда этого требует характер происходящего действия. При цветных съемках положение почти обратное, так цвет плохо выносит контрастное освещение. Вместе с тем очень хороший эффект дает при безоблачном небе легкая атмосферная дымка, появляющаяся обычно ранним утром, в весеннее и осеннее время. Такая дымка несколько смягчает освещение и контуры предметов, не уменьшая нужной светотеневой градации, благодаря чему изображение приобретает объемность.
Снимая на натуре, нужно помнить, что естественное освещение изменяется в зависимости от времени дня. Утром и вечером при малых углах падения солнечных лучей получаются длинные глубокие тени. Изменяется также спектральный состав света, который к закату приобретает заметный красный оттенок. При цветных съемках это имеет большое значение, так как влияет на цветопередачу. Солнце в зените сокращает тени и вызывает маскирование контуров очень светлых предметов. Именно по этим причинам наиболее подходящим временем для съемок являются предполуденные и послеполуденные часы, когда можно благодаря богатой светотени получить большую пластичность изображения. При натурных съемках хорошо располагать действующих лиц спиной к солнцу, подсвечивая их спереди отраженным от специальных отражателей солнечным светом. Такими отражателями могут быть окрашенные белой или серебряной краской листы фанеры. Можно использовать и листы белой бумаги или картона достаточного размера, наколотые на рамы или готовые лайт-диски из ближайшего фотомагазина.
Без применения подсветки в этом случае действующие лица получились бы в виде силуэтов с неясными чертами и деталями. Съемка против света (с контровым освещением) подчеркивает объем и протяженность фона. Снятый таким образом пейзаж получается многоплановым, и на нем четко вырисовываются отдельные предметы. Снежную натуру или водные поверхности снимают, как правило, в безоблачную погоду против солнца. Этим достигается эффект искрящегося снега и подчеркивается фактура его поверхности. То же самое и блики световых отражений на поверхности движущейся воды придают кадру привлекательность. При всех съемках против света нужно внимательно следить за тем, чтобы какое-либо неожиданное отражение солнца не попало в объектив и не засветило часть кадров. Избежать этого можно, применяя на объективе солнцезащитную бленду или компендиум. Подробнее про освещение при съемке.