Когда человека снимает камера
Есть две возможности снимать человека: когда он не знает, что его снимают, и когда он это знает. В первом случае человек остается предельно естественным, и его поступки, позы, жесты убедительны и выразительны. Такую съемку человека можно считать высшей ступенью репортажа — оператор с камерой действует как невидимка. При этом съемка часто осуществляется через окно, из-за угла, из-за естественного или специально устроенного прикрытия, из-за спин людей в толпе. Такая съемка требует большой оперативности, изобретательности и навыков. Точку зрения камеры, условия освещения, выбор самих объектов надо находить и осуществлять очень быстро и чаще всего снимать с руки.
Если камеру скрыть невозможно, опытные репортеры применяют так называемое «отвлечение». Снимающий берет себе помощниками тот, став в нужном месте, затевает разговор с людьми, намеченными для съемки, либо пытается как-нибудь иначе отвлечь их внимание. Оператор, пользуясь «отвлечением», ловит нужные документальные кадры. Подготовка камеры к съемке осуществляется, конечно, заранее. Но такой вид съемок возможен только там, где много людей,— на стройке, на улице города, на базаре, на вокзале, во время различных праздников. Такие условия создаются далеко не часто, особенно если мы говорим о проведении массовых праздников и народных гуляний. Обычно людей приходится снимать так, что они знают о том, что их снимают. В связи с этим они невольно, теряя непосредственность, начинают позировать.
При такой открытой съемке перед камерой обычно оказываются либо местные, «документальные» люди, либо спутники путешественника, либо иногда специально приглашенные актеры. Все снимающиеся, как показывает практика, делятся на «чувствующих» и «не чувствующих» камеру людей. Вторые, даже отлично зная, что их снимают, обладают даром вести себя непринужденно и естественно, как бы не замечают камеры. Но таких людей сравнительно мало, и в условиях путешествия их не так-то легко отобрать из общей массы. Большинство же людей стесняются камеры, смущаются, неловко себя чувствуют перед ней. Одни как бы цепенеют, другие бросают испуганные взгляды на камеру, третьи принимают напряженные, искусственные позы, и все теряют естественность. Часто в этом бывает виноват и сам снимающий, если он суетится, кричит, командует, ворочает людей из стороны в сторону, еще больше смущая их своей неумелой режиссурой.
Чтобы осуществить съемку нужных средних и крупных планов, в которых участвует человек, прежде всего надо, не показывая камеры, пройтись по тем местам, где намечается съемка, выбрать объекты съемки, проверить условия их освещения и наметить съемочные точки. Одновременно надо присматриваться к людям, занятым своим обычным делом, продумать способы их съемки. Одних можно снимать на месте их работы, других, может быть, придется попросить передвинуться. К объекту съемки надо приближаться с полностью подготовленной к работе камерой, способной к немедленному действию.
Приступив, к съемке, надо работать спокойно, без суеты и торопливости, попросив всех окружающих не обращать на вас внимания, продолжать свою работу или занятия. Отличный результат дает предварительная съемка «вхолостую» — пустой камерой. Подготовив камеру, вы делаете вид, что снимаете. Снимающийся не знает, что камера не заряжена. Он слышит шум камеры и реагирует на него, но потом, при повторных «дублях», перестает о ней думать.
Для большинства людей съемка - это праздник. Поэтому хорошие результаты дает отвлечение снимающегося беседой, рассматриванием чего-либо или загрузкой привычной, требующей внимания работой, то есть переключение его на обыденный повседневный лад. Часто достаточно снимающемуся сказать: «Не обращайте на меня внимание. Я выбираю, как лучше снимать, готовлюсь, присматриваюсь. Делайте свое дело. Когда надо будет, я вам скажу, чтобы вы подготовились к съемке». И человек ждет, пока ему скажут: «Внимание, съемка»! — не думая о том, что он уже заснят. Подробнее о том, как искать типичные лица для съемки видового фильма.