Основные выразительные средства кино
Прежде чем заняться рассмотрением формы режиссерского сценария и его разработкой, необходимо познакомиться с основными выразительными средствами кинематографа. За время своего существования искусство кинематографии создало собственные, достаточно обширные выразительные средства. Их характер определился главным образом особенностями восприятия человеком окружающего мира. Некоторые же из выразительных средств кино явились следствием особых возможностей, предоставляемых кинематографической техникой и оптикой съемочной камеры. Эти средства и приемы, складывающиеся в четкую систему правил, имеют конкретное назначение, определений на случаи применения и воздействие на зрителя. Ими нужно умело пользоваться.
К основным изобразительным средствам можно отнести: кинематографические планы, переходы между планами, кадрами и эпизодами, точки зрения камеры и ее движения. Выразительные функции в фильме выполняют также организация времени, пространства и монтаж. Важнейшим подразделением киноизображения является план, определяющий характер изображения в композиционном смысле. Выражается он в отношении главного объекта к фону и является результатом изменения расстояния между кинокамерой и объектом съемки. Смена планов является следствием особенностей человеческого восприятия. Для уяснения, что такое план и каково его значение в кинопроизведении, можно провести следующий эксперимент: наблюдая уличное движение, обратите внимание на механизм своего восприятия. Вы сразу заметите, что в зависимости от того, что нас в данный момент интересует, мы осматриваем всю перспективу улицы или небольшой ее участок. А иногда мы смотрим, например, только па подъезжающий к остановке автобус, его номер, выходящую из него женщину или даже только на ее лицо, глаза. Такие куски изображения, снятые кинокамерой, и есть планы различной величины — крупности. Как из этого следует, применение тех или других планов делается с целью обратить внимание зрителя на важнейшие для развития действия элементы, поведение его участников или детали окружения.
Очередность расположения планов зависит от логической связи элементов развивающегося действия. Выделяют три основных типа планов: общий, средний и крупный. Более детальное деление действия включает следующие разновидности планов. Общий — охватывает полностью место действия, в котором действующие лица являются мелкими элементами, расположенными на общем фоне; полусредний — человек занимает в нем всю или почти всю высоту кадра, фон значительно ограничен; средний — люди видны до колен; укрупненный — человек снят по грудь; крупный — лицо человека полностью заполняет кадр; деталь — часть лица или предмета.
Естественно, что такое деление планов, имеет место, когда снимается человек. В некоторых документальных или научно-популярных фильмах эти пропорции будет диктовать не фигура человека, а другой главный объект фильма. Правильность применения соответствующего плана имеет большое значение для композиционного единства фильма и его выразительности.