Движение камеры

Использование движения съемочного аппарата позволяет значительно увеличить длину непрерывно снимаемых эпизодов и не прибегать к соединению отдельных коротких кусков при помощи так называемого резаного монтажа. Такая выразительная форма наиболее естественна и соответствует характеру зрительного восприятия человеком окружающего пространства. Во время наблюдения человек поворачивает голову для рассматривания отдельных участков окружающего пространства, а когда его заинтересуют отдельные детали, он приближается к ним.

С удовольствием мы рассматриваем меняющийся пейзаж через окно идущего поезда или автомобиля. В кинематографе камера заменяет восприятие человека, фиксируя изображения с тем, чтобы потом их можно было увидеть в просмотровом зале. Именно такой способ рассматривания изображения позволил применить различные виды движения камеры. Камера может выполнить некоторые виды движения, находясь в одной точке пространства и только поворачиваясь в различных направлениях на головке штатива или в руках оператора. Так выполняются горизонтальные, вертикальные и наклонные панорамы.

При легких любительских камерах эти панорамы часто снимают с рук, но это не должно становиться правилом, так как при использовании штатива всегда достигается более уверенный результат. Камера может двигаться сама, находясь на операторской тележке, автомобиле и т. д. Таким путем могут выполниться наезд на снимаемый объект, отъезд от него, сопровождение движущегося объекта сбоку или впереди него. Камера, помещенная на так называемом операторском кране, может даже подниматься вверх, сопровождая, например, влезающего на дерево или поднимающегося по лестнице человека. Этот прием часто применялся при съемках в павильоне. Эффект наезда или отъезда может быть получен также и при неподвижной камере, если использовать объектив с переменным фокусным расстоянием, или, как его иногда называют, трансфокатор. В условиях работы это особенно удобно, так как отпадают все заботы, связанные с доставкой на съемку тележки и с ее обслуживанием. При съемках спортивных соревнований, демонстраций, событий дня и т. д. трансфокатор может оказаться совершенно незаменимым.

Однако движения камеры следует применять осторожно и целенаправленно. Характерная для начинающих операторов склонность к излишнему применению панорам дает отрицательные результаты. Подобные результаты дает и неосторожное использование трансфокатора. Преувеличенные, не оправданные происходящим действием движения камеры или трансфокатора создают на экране впечатление раздробленности и хаоса. Каждое движение камеры имеет определенные выразительные свойства, умелое использование которых может обогатить фильм. Ритм, задаваемый кадрам и монтажным фразам продуманными движениями камеры, может способствовать сосредоточению внимания зрителей или, наоборот, рассеивать его в зависимости от драматургических задач. Движение камеры придает изображению плавность, которая способствует лучшему восприятию содержания зрителями, чем это достигается последовательным монтажом соответствующих отдельных планов, снятых с неподвижной точки.

Простейшим способом использования движения как выразительного средства является подчинение его движению снимаемого объекта. Перемещение камеры относительно объекта съемки должно применяться в том случае, если необходимо показать большее пространство или более длительное действие в одном кадре. Служит оно для подчеркивания размеров пространства или установления пространственных и размерных соотношений отдельных элементов в кадре. Кадры, снятые движущейся камерой, подчеркивают также длительность действительного времени действия, в то время как отдельные резаные кадры могут представлять как большие, так и меньшие отрезки времени в развитии действия.