Создание литературного сценария
Построение фильма подчиняется общим для любого драматургического произведения законам. Драматургическая структура действия должна развиваться по восходящей линии до кульминационного момента, являющегося ключевым для содержания произведения. Начинается произведение чаще всего с завязки действия, определения его места и времени. В фильме это обычно представление главных героев или ознакомление с территорией, на которой будут развиваться дальнейшие события. Классическим примером выполнения этих задач является начало известного японского фильма «Голый остров». Первый план, снятый, очевидно, с вертолета, показывает небольшой скалистый остров, окруженный водами морского залива. Плавное приближение камеры к поверхности выявляет суровость острова. Под конец плана видны мужчина и женщина, несущие по круче тяжелые железные недра с водой. Это единственный способ орошения высоко лежащего клочка земли, служащего источником существования бедной японской семьи, живущей на маленьком острове. Действие всего фильма разыгрывается на этом острове и представляет борьбу за существование его немногочисленных обитателей. После экспозиции наступает очередь завязки конфликта и развития действия, в которых будут выявлены отношения между главными персонажами. Возникают ситуации, приводящие к постепенному нарастанию напряжения и все более заинтересовывающие зрителя. В отдельных случаях могут происходить неожиданные повороты действия, изменяющие ход событий с целью намеренно дезориентировать зрителя и захватить его врасплох неожиданным оборотом ситуации.
Вскоре после этого, однако, конфликт обычно приобретает первоначальное направление. Кульминационный момент является главным для завершения действия, это может быть какая-либо катастрофа или решение основной проблемы фильма. И тут наступает одно из труднейших мест сценария — как закончить фильм, чтобы последний аккорд прозвучал достаточно сильно и надолго оставил впечатление. При этом нельзя продлить действие, так как после кульминационного момента происходит падение внимания зрителя и наступает естественная психологическая реакция ожидания конца. Вместе с тем окончание должно быть мягким и деликатным. Последние кадры фильма часто определяют художественный уровень картины и степень таланта ее создателя. Следует обратить внимание на то, как заканчиваются фильмы Де Сики, Феллини, Бергмана, Антониони и других выдающихся режиссеров.
При написании сценария нужно пользоваться простым конкретным языком, избегать описаний литературного характера и не излагать мысли героев. Эти последние в исключительных случаях могут быть даны в виде так называемого внутреннего монолога — голосом героя на экране. Литературный сценарий может быть написан и в виде последовательно расположенных пронумерованных эпизодов и сцен с указанием содержания, существа действия, его места, обстановки и состава участников. В профессиональной кинематографии применяется также форма киноновеллы, являющейся литературной основой сценария. Это последовательное описание содержания с приведением диалогов. Для сценарной комиссии ее чтение удобнее, чем читка сценария. Формируя в сценарии действие, необходимо обратить особое внимание на непрерывность и логичность развития событий. Фабула должна быть полностью насыщена действием, так как только в этом случае могут быть вызваны определенные эмоции у публики.