Что такое фабула
Рассмотрение жанра художественных фильмов естественно, ведь этот вид фильмов заманчив для каждого оператора, который видит в кинотеатрах много художественных игровых картин и сам хочет испробовать свои силы на этом поприще, но не представляет себе всех опасностей, ожидающих его в этом интересном деле. Начнем со сценария, который должен быть не только оригинальным по своему замыслу, но и простым в постановке, доступным для производственных возможностей любителя. Главную трудность представляет актерский коллектив художественного фильма. Пригласить профессиональных актеров, умеющих играть перед кинокамерой, любители, как правило, не могут. Для работы же с непрофессиональными актерами нужно режиссерское умение, уверенность и себе и навыки в обращении с людьми. Кроме того, постановка художественного фильма требует работы большого состава съемочной группы и точного распределения обязанностей. На съемочной площадке необходимо следить за многими элементами обстановки и действия, что требует слаженной работы хорошо сработавшейся между собой съемочной группы. В художественных фильмах часто необходимо применение синхронной со съемкой изображения записи речи и соответствующих звуковых эффектов, а любители редко располагают необходимым для этого специальным оборудованием.
Аналогичные трудности встречают любители и при необходимости выполнения последующего озвучения, записи диалогов и других видов звукового сопровождения, записываемых под уже снятое изображение. Расхождение в синхронности изображения и звука может иногда совершенно неожиданно полностью исказить намерения постановщика. Следует помнить, что современный кинозритель приучен к фильму, выполненному без каких-либо технических ошибок. Всякие нарушения синхронности затрудняют наблюдение за развитием событий, портят настроение зрителя и восстанавливают его против просматриваемого фильма. Художественный фильм требует больших финансовых затрат, связанных с организацией самих съемок, сложности проведения синхронных съемок и озвучения. Только приняв во внимание все сказанное, можно браться за постановку художественного фильма; только при большом желании и изобретательности, хорошем знании всех тайн киноремесла и наличии таланта можно попытать счастья в этом виде кинематографа. Желательна, однако, осторожность, чтобы затраченный труд не пропал даром, а разочарование при слабом результате не отбило охоты к дальнейшему творчеству. Вот несколько советов, которые можно дать на основе результатов удачных и неудачных экспериментов:
1. Лучше выбирать тему художественного фильма, опираясь на собственные наблюдения в хорошо знакомой среде, избегая литературных ситуаций и внешних эффектов.
2. Действие основывать на неусложненных ситуациях без развитых побочных линий; при этом проводить его в естественной обстановке, имеющей привлекательные черты (красивая архитектура, интересные интерьеры).
3. Исполнителей подбирать в соответствии с их действительным жизненным положением и способностями. Так, пусть студент играет студента, рабочий — рабочего, старик — старика, а ипохондрик — ипохондрика.
4. Особенно привлекательным игровым направлением для любительского фильма являются бурлески, комедии и различные сюжеты с участием детей и зверей.
5. Не старайтесь подражать профессиональным фильмам или внушенным ими образам, помня всегда разницу в техническом, организационном и финансовом обеспечении постановки профессионального и любительского фильма.
6. Следите за старательной подготовкой литературного сценария, разработкой режиссерского сценария, отработкой съемочных эпизодов, проведением монтажа и озвучении. Не жалейте времени на постановку, ее тщательное продумывая» и проведение.
В любом случае не спешите. В противном случае лучше не браться за съемку художественного фильма.