Туристический фильм
Очень популярен среди кинолюбителей также туристско-краеведческий, видовой фильм. Поездки в период отпусков охотно используются для съемки таких фильмом. Кроме того, они отличаются тем положительным свойством, что большинство съемок проводится не в помещении, а на натуре. При этом отпадают хлопоты, связанные с искусственным освещением, реквизитом и актерами. Однако и в этом случае мало иметь только аппарат с соответствующими приспособлениями — нужно еще найти разнообразные пейзажи, интересные архитектурные сооружения, имеющие историческую или художественную ценность, и, безусловно, интересное содержание и построение самого фильма, чтобы он не был простым набором ничем не связанных между собой планов. Кроме интересного замысла и правильной разработки темы важным составным элементом фильма является хорошее фотографическое изображение, подчеркивающее красоту снятых объектов и выделяющее их характерные черты.
При этом нужно помнить о пластических возможностях светотени, обогащающих изображение при соответствующих углах падения солнечных лучей. Равномерное, яркое освещение затушевывает фактуру и делает пейзаж малоинтересным. Особенно благоприятным материалом для краеведческих фильмов является пеший, велосипедный, автомобильный и водный туризм. Само передвижение, перемена мест подсказывают ряд простых драматургических решений, а частая смена пейзажа предлагает съемочные планы, которые только нужно старательно отобрать. Множество очаровательных уголков страны с разнообразной растительностью и животным миром, большое количество старых построек, интересных городов и поселков ожидает внимательных наблюдателей, которые снимут их на видео и покажут съемки другим, вызвав тем самым у многих желание посетить эти места. Кроме того, в нашу эпоху, когда все очень быстро изменяется, такие фильмы через некоторое время приобретут значение исторических документов.
Любителям, склонным к наблюдениям и имеющим энергичный характер, можно рекомендовать заняться одним из интереснейших жанров в кино — документальным. Однако нужно помнить, что он одновременно является и одним из самых трудных. Для работы в этом жанре оператор должен уметь быстро осмыслить и уловить то или иное событие окружающей жизни. Они могут быть представлены в публицистической, очерковой или любой другой форме. Во всех случаях документальный жанр требует глубокого знания предмета и ясности замысла. События в общественной жизни, политике, культуре, быте, разыгрывающиеся вокруг нас, служат богатым источником тем для таких фильмов, которые могут быть интереснее многих игровых картин. Естественно, что о пригодности той или иной конкретной темы следует судить по возможности выразить ее изобразительными средствами кино с минимальным использованием сопроводительного текста.
Наиболее удачны случаи, когда изобразительный материал может быть усилен соответствующими звуковыми эффектами (звук работающих машин, шум большого города, случайно звучащая мелодия и т. д.). Такой фильм полнее отражает действительность. Заслуживает внимания сфера бытовых проблем, в которых в настоящее время происходят существенные перемены, связанные с новым укладом общественных отношений и экономики в нашей стране. Любое из таких явлений, отражающее перемены в условиях жизни и социальных отношениях, заслуживает показа в кинофильме. Отрицательные явления могут быть вынесены на суд общественности средствами кино.
Только от одного нужно предостеречь кинолюбителей, желающих разработать одну из упомянутых тем. Остерегайтесь схематизма и банальности в трактовке выбранной темы. Такие фильмы никому не нужны, ж никто не захочет их смотреть. Домните, что большей частью недостаточно зарегистрировать сами явления, так как редко случается, что они содержат собственную внутреннюю драматургию, которая может связать в одно композиционное целое снятый материал при простой хронологической фиксации событий.