Режиссерско-монтажный сценарий

В профессиональной кинематографии принята единая система режиссерской разработки авторского литературного сценария и форма записи его, известная под названием режиссерско-монтажного сцена. Режиссерско-монтажный сценарий можно сравнить с тем, что в строительном деле называют «рабочими чертежами». Архитектор создает проект сооружения, определяет сто общий вид, форму, продумывает и устанавливает в соответствии с назначением объекта внутреннее устройство и так далее. Этот авторский проект потом превращается и комплект рабочих чертежей и описаний, в которых с прицельной точностью описаны все технические операции, связанные с реализацией авторского замысла.

В кинематографии таким проектом является литературный сценарий, рабочим же чертежом — режиссерско-монтажный. Как правило, режиссерско-монтажный сценарий, пущенный в производство, уже не должен изменяться и перерабатываться, так как по нему рассчитываются все материалы, сроки и расход средств, необходимых для постановки фильма. Разработка режиссерско-монтажного сценария — важнейший и весьма ответственный этап режиссуры фильма. Съемка «на глазок», «нахватывание» материала с надеждой впоследствии его смонтировать, расчет на память и сообразительность приводят, как правило, к тому, что хороший фильм из такого материала не получается. Как бы ни был талантлив и оперативен человек, снимающий такой набор кусков, он не может точно свести концы с концами, не может обеспечить необходимую стройность построения монтажных фраз и целостность эпизодов, не может создать монтажно-стройный, осмысленно и выразительно построенный фильм.

Правильная разработка режиссерско-монтажного сценария дает возможность достаточно точно определить объем фильма. Правда, в любительской кинематографии нет какой-либо обязательной нормы, определяющей длину фильма,— каждый автор, конечно, может делать для себя фильм любой длины. Но если он хочет, чтобы его фильм смотрели не только он сам или узкий круг его друзей, то он должен считаться как с условиями продвижения фильма, так и с емкостью зрительного восприятия, злоупотреблять которыми не рекомендуется. Любой фильм, если он затянут, становится скучным.

Условия массового показа показали, что видовые фильмы и фильмы-путешествия по своему объему могут быть лишь двух типов— короткометражные, объемом в одну-две части, то есть на 10—20 минут демонстрации, и полнометражные, примерно на час — час двадцать минут показа. При этом правом на самостоятельную трансляцию может пользоваться только такой полнометражный видовой фильм, который способен заинтересовать зрителя, «конкурировать» с художественным игровым. Если этого не будет, то никто в убыток себе демонстрировать его не станет.