Разработка сценария
Разрабатывая сценарии, автор обязан помнить о емкости фильма, о его способности вместить лишь такое количество материала, которое может быть показано па экране в доступной для восприятия зрителей форме за определенный отрезок времени, не превышающий существующих норм продолжительности сеансов.
Опыт радио и телевидения показал, что текст, напечатанный через два интервала на одной странице формата A4, равен двум минутам чтения. Опыт старого кино установил, что любые три слова дикторского сопровождения в среднем равны одному метру фильма на 35-мм пленке. Разрабатывая сценарий, автор должен научиться «перекладывать» его на время демонстрации фильма. Примерное определение метража сценария производится либо умозрительно, при наличии профессионального опыта, либо путем «проигрывания» сцен и подсчета времени для них с помощью секундомера. Точный метраж определяется впоследствии при разработке съемочного режиссерско-монтажного сценария, по которому осуществляется съемка фильма. Авторская наметка является лишь ориентировочной, но все же автор должен заранее отчетливо представлять себе объем того материала, который он надеется видеть включенным в фильм. Литературный сценарий потому и называется авторским литературным, что запись происходящего в нем действия осуществлена в описательно-литературной форме, в виде записи непрерывно развивающегося действия, как оно представляется автору идущим на экране. Можно ли сразу превращать его в кинофильм, сразу начинать снимать по нему те отдельные куски пленки, из которых в будущем надо будет монтировать фильм?
То, что мы видим происходящим непрерывно на экране, на самом деле составлено из множества отдельных кадров — кусков, объединенных в монтажные фразы и эпизоды. Каждый такой кадр, как известно, снимается самостоятельно. Понятие «кадр» в традиционном пленочном кинематографе определяет собой и одну фотографию — один снимок на пленке (иногда его зовут кадриком) и тот участок пространства, который мы видим ограниченным его рамками. Но съемочным кадром можно называть также и тот отрезок пленки, который снимается камерой одним куском, без остановки ее. Для линейного монтажа измерять его надо по полезному метражу то есть по тому количеству метров, которые потом должны будут войти в фильм. При работе с цифрой счет придется вести не на полезные метры, а по секундам.
Для того чтобы подготовить авторский литературный сценарий к съемке и иметь возможность снимать по нему фильм, необходимо его раскадровать, то есть разбить на отдельные съемочные кадры, или, как иногда говорят, на отдельные планы, поскольку каждый съемочный кадр может сниматься различным по крупности планом.
Необходимо, кроме того, определить места действия — объекты съемки, определить технические приемы съемки, наметить характер звукового и шумового сопровождения, уточнить все реплики и отрывки дикторского текста, которые будут включены в фильм и лягут на определенные кадры.