Использование оптики для макрокиносъемки

В практике макросъемки можно использовать обычную оптику, получая необходимое качество изображения. Это возможно благодаря тому, что укрупнение масштаба вызывает уменьшение угла изображения, то есть используется центральная часть поля изображения, характеризующаяся большей разрешающей способностью. Киносъемочные объективы анастигматы позволяют получить хорошее изображение в масштабе 1 : 1 и несколько крупнее, если они задиафрагмированы. Однако при съемках в масштабах 2 : 1 и крупнее из-за несоответствия условий работы объектива расчетным наблюдается значительное ухудшение качества изображения. В некоторых случаях при применении несимметричных анастигматов можно рекомендовать устанавливать объектив фронтальной линзой назад, то есть внутрь аппарата. Полусимметричные объективы следует поворачивать лишь при съемках в масштабах 10 : 1 и выше. Симметричные объективы поворачивать нет смысла.

Глубина резко изображаемого пространства при макросъемке тем меньше, чем больше относительное отверстие объектива и чем больше увеличение, и наоборот. Глубина резко изображаемого пространства при съемке в крупных масштабах не зависит от величины фокусного расстояния объектива. Исходя из этого, можно рекомендовать применение при макросъемке длиннофокусных объективов, дающих при той же величине глубины резкости значительно большие удобства для освещения объекта съемки.

Объектив для макрокиносъемки

Объектив для макросъемки. Применяемые объективы для обычной фотосъемки и киносъемки рассчитаны на построение изображения объектов, находящихся на значительном удалении от объектива. Вследствие этого обычные кинообъективы дают изображения высокого качества для предметных расстояний, равных 15— 20-кратному фокусному расстоянию объектива. Для профессиональной макросъемки рассчитываются специальные объективы, коррегированные на конечное расстояние. При обычной киносъемке объектов, находящихся на значительном расстоянии, стеклянный светофильтр, помещаемый перед объективом, не влияет на фокусирование объектива на резкость. Светофильтр, как более плотная оптическая среда, чем воздух, преломляет луч и удлиняет его путь от объекта до объектива на толщины светофильтра, что вызывает соответствующее уменьшение сопряженного расстояния от объектива до фокальной плоскости. Последняя для получения резкого изображения должна быть перенесена. Это положение имеет большое значение при крупномасштабной макросъемке.

При съемке необходимо учитывать, что нельзя устанавливать светофильтр на объектив после наводки на резкость. В случае визуальной сквозной наводки объектива но пленке или матовому стеклу фокусирование должно производиться со светофильтром или равным ему по толщине белым стеклом. При съемке кинокамерой, не позволяющей производить визуальную наводку, фокусирование производится путем расчета. В этом случае при установке светофильтра перед объективом предметное расстояние должно быть уменьшено на толщину применяемого светофильтра. Можно рекомендовать применение качественных тонких желатиновых фолиевых светофильтров, которые не требуют изменения фокусирования объектива, а также применение светофильтров на осветительных приборах.