Освещение объекта макросъемки
Равномерное освещение объекта лишает его объемности, передает только естественную тональность, что во многих случаях недостаточно для восприятия. Создание светотеневого рисунка на объекте, увеличение числа тонов и переходов между ними позволяют передать на снимке особенности формы и мелких деталей объекта.
Освещение объекта, снимаемого в отраженном свете, сострит из рисующего (направленного) и общего, называемого иногда выравнивающим. Основной рисующий свет, в задачу которого входит создание объемной формы снимаемого предмета, устанавливается под углом примерно в 45° к оптической оси объектива. Для выявления фактуры поверхности или подчеркивая ее, рисующий свет может быть установлен под большим углом (60—80°) к оптической оси. Рисующий свет, освещая предмет с одной стороны, образует глубокие тени с его противоположной стороны. Для снижения контраста между освещенными и теневыми участками объекта съемки применяется общий, выравнивающий свет. Создаваемая им освещенность должна быть по уровню в 2—2,5 раза ниже освещенности от рисующего света. Соотношение, или, как принято говорить, баланс между рисующим и общим светом, должно выбираться в зависимости от характера объекта и контраста применяемого материала. Направление общего света определяется характером формы предмета, но практически общий свет располагается от киносъемочной камеры.
Для создания эффекта пространства между снимаемым объектом и фоном, а также для лучшей передачи формы применяется контровой свет. Контровой свет устанавлинается сзади снимаемого предмета, образуя тонкий световой контур на краях предмета. При установке контрового света необходимо учитывать, что источник контрового света не должен давать прямых лучей, попадающих в объектив камеры. Одновременно используя рисующий свет, общий и контровой при освещении макрообъекта, пользователь должен добиваться наибольшей выразительности каждого снимаемого кадра.
Выпускаются различные осветительные приборы. Для макросъемки можно использовать любые из их числа. Когда лампа помещается в центре сферической поверхности отражения, это позволяет максимально использовать световой поток источника. Однолинзовый конденсор, преломляя свет, направляет его узким пучком и нужном направлении. Перемещением конденсора по отношению к источнику света достигается изменение размеров и интенсивности светового пятна. Линзовые приборы должны быть снабжены сетчатым кожухом для охлаждения лампы и простейшей подставкой — штативом. При съемке объектов, не переносящих перегрева от осветительных приборов, на приборы устанавливаются специальные теплофильтры, поглощающие тепловые инфракрасные лучи. Для получения общего рассеянного света могут использоваться квадратные и кольцевые соффиты, дающие бестеневое освещение. Выполненные из тонкого листового алюминия или жести в виде короба или цилиндра, они окрашиваются изнутри белой матовой или алюминиевой краской. Внутри соффитов устанавливаются несколько низковольтных ламп с индивидуальными выключателями, позволяющими регулировать освещение. Осветители такого типа закрепляются на предметные столы перед камерой.