Наезд и отъезд
Целью движения камеры при проезде является плавное сопровождение действия и передача его в ровном выбранном темпе. Чаще всего проезд сопровождает идущих или едущих героев, хотя для достижения аналогичного результата можно применять так называемую рирпроекцию, которая, однако, по уровню технического качества получаемого изображения уступает нормальному проезду и в некоторых условиях съемки практически неосуществима.
Естественно, что проезд должен выполняться так, чтобы не возникала вертикальная или горизонтальная качка, т. е. неустойчивость изображения. С этой целью тележка, па которой установлен съемочный аппарат, должна передвигаться по специальным рельсам или по идеально выровненной поверхности. Недопустима какая-либо тряска, если только она не должна имитировать езду по плохой дороге или что-либо аналогичное. Кадры, снимаемые движущейся камерой, могут следовать один за другим, не нарушая нормальный темп повествования.
Таким способом начинается, например, известный французский полнометражный документальный фильм «Америка глазами француза». Камера, находящаяся в автомобиле, снимает спереди, сбоку, сзади, знакомя зрителя с характерным ландшафтом страны. Это длительное движение ускоряет развитие действия и одновременно позволяет, охватив большие пространства, познакомить зрителя с их особенностями. Цветная съемка красочного пейзажа дает интересное объемное решение окружающего пространства. Фильм заканчивается также кадрами, снятыми с движением камеры. Наезд служит для выделения чего-то общего в главной части, на которой постановщик хочет сосредоточить внимание зрителя. Это может быть какая-либо деталь (прием, часто используемый в научно-популярных, фильмах) или персонаж, являющийся в данный момент нитью действия. В кульминационных сценах наезд часто применяют для показа крупным планом лица героя, что дает зрителям возможность следить за его мимикой.
Наезд должен выполняться плавно и практически незаметно, чтобы создать эффект обычного рассматривания, когда человек постепенно подходит все ближе и ближе к объекту, не отдавая себе в этом отчета. Только из драматургических соображений наезд может быть сделан более быстрым или даже очень быстрым для соответствующего воздействия на зрителя. Быстрые наезды часто применяются в сценах катастроф. Задачей отъезда, наоборот, является включение в действие дополнительных элементов окружения, расширение места действия или отдаление его, что иногда бывает нужно при окончании сцены, эпизода или фильма. Отъезд ослабляет внимание зрителя, заставляя его следить одновременно за большим участком пространства. Наезд и отъезд являются одинаково хорошей формой смены кинематографических планов с более общих на более крупные, и наоборот. При этом выбор исходного плана зависит от создавшегося положения, развития конфликта или описания действия. Нужно, однако, еще раз подчеркнуть необходимость осторожного использования этих приемов, так как злоупотребление ими говорит о плохом вкусе.