Приемы перехода от эпизода к эпизоду
Техника монтажа знает большое количество приемов перехода от эпизода к эпизоду. В одном случае это могут быть непосредственные монтажные стыки, продолжающие действие или соединяющие эпизоды через аналогичные кадры.
Для иллюстрации можно привести такой пример. Эпизод заканчивается показом группы людей, греющихся ночью в лесу у костра. Заключительный кадр эпизода — крупный план пламени костра. Начальный кадр следующего эпизода также начинается с крупного плана пламени. Но это горят уже не дрова лесного костра, а поленья в камине уютной комнаты, в которой безмятежно беседуют люди и не подозревающие, каким лишениям подвергаются в это время их друзья — персонажи предыдущего эпизода.
Межэпизодные переходы могут осуществляться через наплывы, вытеснения, различные шторки,— приемов перехода от эпизода к эпизоду множество, и избраны они должны быть режиссером при разработке его режиссерско-монтажного сценария. Переходы же внутри эпизода, от кадра к кадру, так называемые монтажные стыки, непосредственно связывающие кадр с последующим, должны быть построены так, чтобы они не создавали ощущения скачка, чтобы были как можно более незаметны для зрителя, кроме, конечно, тех случаев, когда режиссер сознательно вводит такой «толчок», используя его как определенный прием.
Разрабатывая режиссерско-монтажный сценарий, следует принимать в расчет направление и характер движения объектов в кадре, темп и ритм этого движения и движения самой снимающей камеры. Разработка режиссерско-монтажного сценария заранее намечает не только разбивку литературного сценария на съемочные кадры разных планов, но предусматривает и построение самих кадров, их композицию, тональность, технику съемки, используемую оптику и т. п. Требуется немалый опыт, чтобы все это предусмотреть, наметить в сценарии, а потом осуществить в съемке. Большую помощь не только новичкам, но и опытным профессионалам, мастерам оказывает здесь прием схематической зарисовки кадров с указанием направления движения объектов.
Известно, что ряд крупнейших кинорежиссеров у нас и заграницей, рисуя сами или привлекая специальных художников, широко используют метод раскадровки с помощью зарисовки кадров. Техника зарисовки может быть самой различной, до простейшей графической схемы. При разработке таких рисованных кадров режиссер фиксирует на бумаге, в рамках кадра свои представления о композиции, построении мизанкадров, внутрикадровом движении, панорамах, движении камеры и т. п. Наличие рисованных кадров позволяет тщательно продумать светотональное сочетание кадров, а при наличии цвета разрешить и ряд колористических проблем, имеющих прямое отношение к вопросам монтажных стыков, соединений и переходом, которые должны быть предварительно продуманы и отработаны. Метод схематической зарисовки кадров значительно облегчает процесс съемки. Такой способ работы многим может показаться весьма сложным, однако он часто используется в практической съемке.