Препятствия на пути молодого сценариста
Дебютирующий в документальном кино литератор часто видит фильмы, в которых тема как бы охватывает весь главный материал или, по крайней мере, основное в объекте. У него создается убеждение, что так и должно быть «во всех случаях жизни», что тема всегда совпадает с объектом, с избранным кругом жизненного материала, и он подает заявку. Сразу можно сказать, что такая заявка будет аккуратнейшим образом подшита «к делу». Она будет бережно хранится столько лет, сколько установлено инструкцией о делопроизводстве. Но она не будет реализована.
Во-первых, на студии несомненно читают прессу и хорошо знают об объектах все, что лежит на поверхности. Во-вторых, огромный сюжет для одной, скажем, части, которая идет на экране всего 10 минут, велик по объему. Например, строительство знаменитой дороги не уложится и в больший метраж, и по объему и по времени строительства. И в этом и в другом случае, если все-таки пойти на такие съемки, получатся скучные обзорные фильмы. Вот почему начинающий автор должен помнить об элементарной искусствоведческой истине, что материал и тема - разные вещи.
Пути развития документального кино
Может быть и нужны информационно-отчетные картины, как нужны наши информационные киножурналы, чистая хроника, самая массовая документальная продукция. Но все же сейчас меняется даже характер фильма, и беглый обзор заменяется суммой документальных микроновелл о людях и т. п. Тогда огромный материал как-то укладывается в обычный метраж и, локализуясь в ярких эпизодах, принимает образную форму. Вот, например, казалось бы, рассказать о торговом флоте в одном фильме невозможно, а украинским документалистам удалось это сделать без иллюстративной скороговорки в фильме «Корабли не умирают».
Неисповедимы пути развития документального фильма. В нем находят плодотворное претворение разные жанры. Надо только, чтобы они не подавляли друг друга, давая творческую свободу всем. Беда же как раз в том, что фильм обзорного типа с громоздким материалом и необъятной темой, преобладая в прошлом, подавляли все остальные и создали дурную традицию иллюстративности, некого поверхностного «отображения», которая мешает и ныне развитию образного документального кинематографа. И вот времена меняются, а заявки в старом стиле все еще идут...