Развитие условных изобразительных средств
Необычайно условно, например, применение панорамных съемок сверху (с птичьего полета) для воспроизведения на экране сложного мира чувств и мыслей героев толстовской эпопеи 1812 года. Но через эту условность авторы фильма «Война и мир» стремились раскрыть чрезвычайно характерное для Толстого при оценке действий своих героев их отношение к закономерностям всего сущего, а за этим и философию романа, которая, на какое-то время отдаляясь и поднимаясь над фактами реальной жизни, выступает у Толстого как «второе измерение действия романа» (В. Ермилов).
Используемый с этой целью прием полета камеры над всем сущим и является тем изобразительно-условным предлогом (объективно вытекающим из логики мысли Толстого), который необходим был авторам для передачи на экране толстовской поэзии мысли. Возможности кинематографической условности позволили им зримо проникнуть во второе измерение действия романа, показать в едином синтезе «и дом и историю». С большой поэтической силой прием этот по-разному использован в фильмах с общих планов моря и острова, снятых все приближающейся и приближающейся камерой с воздуха.
Развитие выразительных и изобразительных средств искусства и состоит, с одной стороны, из «накапливания», расширения комплекса условностей как приемов выражения, обобщения, заострения, с другой — в снятии старых отживших условностей. Такова диалектика развития выразительности формы в искусстве. Условность, таким образом, является одновременно и обобщающей, и конкретизирующей силой в искусстве, правда, до тех пор, пока она не порывает с логиком самой жизни и не превращается, как, например, в абстракционизме, в непосредственное содержание и самоцель произведения. Условность — внутреннее, конструктивное средство создания художественного образа, а не наоборот, как цель — утверждение самой условности, образ — средство, опора для нее». Не образ опора условности, а условность — опора для образа, основа его внутренней конструкции.
Нет нужды доказывать, что образы искусства не требуют, чтобы их принимали за действительность. Ни один вид искусства не стремится к достижению тождества изображаемого с объектом изображения. Маркс писал, что «ни природа в объективном смысле, ни природа в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом». В произведении искусства мы никогда не дойдем до «абсолютной объективности», до окончательной черты в характеристике и точности выражения того или иного реально существующего характера или явления действительности. Безусловное в искусстве и существует благодаря условности отражения, ее конструктивно-обобщающих форм воспроизведения. Только благодаря условности своей структуры, художественный образ в состоянии выделить в отражаемом главное, основное, существенное, в «неполном» отобразить полноту действительности, в «конечные» формы включить бесконечное.