Условность кинематографа и мир художника

Творчество начинается с первых шагов условного вхождения художника в создаваемый им мир, с момента включения в процесс наблюдения магической силы воображения, силы созидательной фантазии, когда безусловное встречается с условным. Условность неразрывно связана с абстрагированием в творчестве, которое остается необходимым качеством всякого познания, как научного, так и художественного. Тем же путем каким ученый создает вначале гипотезы, а затем устанавливает выводы и открывает закон, но своими специфическими средствами, совершаются и открытия в искусстве. В этом смысле мы и сравниваем великие образы с великими открытиями в науке. Общеизвестно, что столь важный для искусства процесс конкретизации включает в себя и абстрактное мышление, без которого невозможен самый процесс осмысления, отбора, обобщения, невозможна типизация. Понятийно-логическое осмысление действительности не только не противостоит художественному познанию, но в той или иной мере органично включается в него. Достаточно, например, вспомнить словесно-понятийную выразительность отдельных глав «Войны и мира».

Без абстрактного мышления вообще невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними внутреннюю связь, охватить совокупность разрозненных явлений. Ощутить, увидеть, осознать эту внутреннюю связь между фактами — обстоятельство, чрезвычайно важное и для художника. Сам переход от живых явлений к абстрактному мышлению есть на деле приближение к действительности, более глубокое познание ее объективных связей, необходимая ступень к познанию конкретного. Движение познания к объекту всегда может идти лишь диалектически: отойти, чтобы вернее попасть. И в процессе художественного творчества неизбежен этот отход от многообразия действительности, от ее натурально-природных форм и внешнего правдоподобия, чтобы вернее, глубже, полнее передать самую сущность изображаемого, эстетически «вернее попасть». Сюжет в искусстве, например, в самом его общем значении и есть не что иное, как одна из форм внешнего отхода от действительности с целью внутреннего приближения к ней. Нельзя, конечно, недоучитывать, что этот тактический и по своему характеру временный отход представляет и выражает собой субъективное начало в творческом отражении (момент принципиальный и чрезвычайно важный в искусстве) и что именно здесь чаще всего и возникают ошибки художественного обобщения и выражения, когда происходит безвозвратный отрыв от действительности, потеря связи с ней, ее игнорирование (в чем и сказывается природа формализма в искусстве).

Логику абстракции в науке очень верно сравнивают с тактикой полета орла, который в поисках добычи для большего кругозора поднимается в высоту, но, чтобы не остаться без добычи, все время вынужден следить за землей, видеть землю.